среда, 29 апреля 2015 г.

Игорь Гавар: «За стритстайл пожилых людей в России отвечаю я»




— Игорь, расскажите, пожалуйста немного о себе — чем вы занимались до блога, в какой момент появилась идея «Олдушки»?

—По образованию я проектировщик интерьеров, закончил Омский Государственный Институт Сервиса в 2009-м году. Деньги я зарабатываю фотографией, лепкой и росписью в интерьере. Пока учился в институте, летние каникулы часто проводил в Москве и Санкт-Петербурге. Первое, что мне бросилось в глаза, насколько люди в этих городах свободно и разнообразно проявляют себя в вопросах вкуса и стиля. Каждый раз, возвращаясь в Омск, я испытывал тоску по той среде. Мое счастье, что я учился параллельно с дизайнерами костюма, был окружен разными, интересными людьми. Но это было в рамках института, выходя за его пределы я видел серость. Можно сказать, что мой проект появился благодаря недовольству окружающим пространством и, как выход, поиском в этом пространстве красоты. 

В какой-то момент я начал фотоохоту за интересными людьми на улицах Омска, завел блог. В первоначальном виде концепция и название блога были другими, его героями были люди разного возраста, в большинстве своем, молодые. То, как представители молодого поколения выстраивают свой образ, откуда черпают идеи, мне понятно, и на эту тему уже существовало много стритстайл-проектов. Образы пожилых людей показались мне более самобытными и цепляющими, я стал фокусироваться на них. Чем больше снимал, тем больше видел примеров, не соответствующих типичным представлениям о том, как выглядят пенсионеры. Яркая молодость — это норма. А вот яркая старость этой нормой не является. Мне захотелось эту «ненормальность» исследовать.


— И вы решили делать социальный проект?

— Изначально это занятие было такой развлекалочкой, мне было прикольно ловить ярко одетых пожилых людей, я снимал на расстоянии и редко вступал в разговор. Однако чем дольше я вел этот проект, тем больше находил в нем смыслов и причин, по которым он нужен. Помимо интересной картинки в этой истории есть социальная составляющая, это я понял уже в процессе работы и стал развивать эту линию, я стал больше разговаривать со своими героями.


— Связана ли с этим какая-то личная история? Кто ваши бабушки, окружали ли вас красивые пожилые женщины в детстве?

— Помимо родителей меня воспитывали две моих родных бабушки, сестра бабушки и прабабушка. Общаться с людьми старшего возраста для меня всегда было естественно, можно сказать, что основа «Олдушки» была заложена в моем детстве. Одна из моих бабушек, на днях ей исполнилось 75 лет, работала на трикотажной фабрике в отделе снабжения, ездила на выставки и показы в Москву, то есть так или иначе была связана с индустрией моды. На ней всегда были красивые платья, я это хорошо помню, некоторые она носит до сих пор. Периодически я фотографирую бабулю для блога. Вторая бабушка тоже любила наряжаться, в юности ей пророчили карьеру балерины, однако она стала учителем начальных классов. В 2012-м году она покинула земное измерение, в блоге есть только одна ее фотография.



— Все фото и интервью в своем блоге вы делаете сами?

— Да, всем занимаюсь сам.

— Есть ли возрастной ценз, своего рода формат для фото и героев?

— Вообще, возраст проекта — 55+, пенсионный возраст. Недавно я выложил в блог фото женщины, которой 60, и она выглядит гораздо моложе своих лет. Среди читателей разгорелся спор, является ли эта героиня действительно «Олдушкой». В итоге, я написал пост с расшифровкой о том, что означает название проекта и каков критерий отбора людей в нём.


— И все-таки, как вы выбираете своих героев? Просто выхватываете людей из толпы?

— Фотоаппарат всегда при мне, а также диктофон на iPad, это уже отработанный навык: я вижу интересного человека, подхожу к нему, знакомлюсь, объясняю кто я и в чем суть проекта, прошу попозировать для фото и записываю несколько слов. Критерием может быть интересный образ в целом, интересный костюм, выразительное лицо, глаза, прическа. Что-то, что действительно цепляет, заставляет остановить взгляд на человеке.

— А есть кто-то, с кем вы проводите специальные фотосессии?

— Фактически нет. В Омске я подружился с двумя женщинами, это тот случай, когда модельные отношения перешли в дружеские (смеется). Мы видимся, когда я бываю в Омске, я обязательно фотографирую их при встрече. Конечно, они стараются, красиво одеваются, но вряд ли это можно назвать специальными фотосессиями, выглядеть хорошо — это их естественное состояние.


— А еще у вас есть друзья среди людей более старшего возраста?

— Есть у меня подруга 75-ти лет, я ее очень люблю. Ее зовут Ирина Андреевна, она бывшая стюардесса с непростой историей. Впервые я увидел ее на Омской танцплощадке. Это было несколько лет назад, как раз в тот момент, когда я думал отказаться от идеи съемки людей всех возрастов и снимать только пожилых. Я гулял по центру, увидел женщин, танцующих под живой оркестр. Сфотографировал нескольких из них, у одной взял номер телефона, это и была Ирина Андреевна. Когда я в Омске, мы регулярно видимся, гуляем, болтаем о том, о сем. Я ощущаю, что она человек более старшего поколения, есть какие-то расхождения во взглядах, но благодаря обсуждению с ней этих разногласий я начал лучше понимать причины того или иного поведения людей ее возраста.


Или вот актриса Альбина Евтушевская, мы познакомились с ней на ММКФ в 2012-м году, на премьере фильма «Последняя сказка Риты» (Ренаты Литвиновой), она там сыграла одну из ролей. У неё очень интересная история. Всю жизнь Альбина Станиславовна работала прядильщицей на текстильной фабрике, после выхода на пенсию пекла булочки в пекарне и подрабатывала натурщицей. Однажды ее заметил в метро агент по актерам, позвал на кастинг. В итоге Альбину Станиславовну утвердили на роль бабушки главной героини в фильме Анны Меликян «Русалка». На тот момент ей было 64 года. С тех пор она снимается в качестве актрисы эпизода, она сделала уже более 120 проектов, включая фильмы, сериалы, программы, рекламные ролики. Работала с Кареном Шахназаровым, Авдотьей Смирновой, Ренатой Литвиновой, Вадимом Захаровым. Сама Альбина Станиславовна говорит: «В кино, прежде всего, мне интересно соприкасаться с талантливыми людьми, а потом все остальное».



— Мы много говорим о женщинах. В вашем блоге действительно гораздо меньше мужчин. С чем вы это связываете?

— На мужчин, особенно того поколения, в нашем обществе больше давления, больше установок, как он должен выглядеть. Ну и плюс продолжительность жизни мужчин в нашей стране невелика, немногие доживают до высокого возраста, статистика, к сожалению, печальна.


— А кто-то из ваших дедушек жив?

— Да, у меня очень крутой дед. Он кандидат сельско-хозяйственных наук, до сих пор работает в институте, человек очень деятельный, на месте ему не сидится, встает рано, ложится поздно. Помимо основной профессии, он еще электрик и сварщик, и токарь, чего он только не делает. Я фотографировал дедушку для фотопроекта про работающих пенсионеров, который выставлялся на второй Национальной конференции по старению в Москве.

Перед новым годом дед попал под машину, врачи сказали, что если бы не его мышечный каркас, если бы он не был так развит физически, все могло бы закончиться достаточно плачевно. Жизнь — это движение, деятельные люди больше приспособлены к жизни и могут выглядеть прекрасно до самой глубокой старости. Деду 74 года, частенько он говорит мне фразу: «Игорена, воюй! Не сиди на месте, делай дела!». Вот так настроен мой дедушка.


— Собираетесь воевать? Как-то развивать проект? Вы чем-то еще занимаетесь сейчас помимо него?

— Я подрабатываю фрилансом, фотографирую, делаю всякие интерьерные работы. В идеале, любимое дело должно приносить доход и если мой проект будет приносить его, я смогу уделять ему больше внимания, развиваться вместе с ним, ни на что не отвлекаясь. Если честно, я бы только им и занимался. Круто осознавать, что помимо тебя, это детище нужно еще кому-то, что его любят и ценят. У проекта есть 2 награды. В 2012-м благотворительный фонд Unhate итальянской компании United Colors of Benetton дал проекту грант. А прошлой осенью, в родном Омске, на Восьмом Международном Фестивале социальных коммуникаций «ПОРА 2014» «Олдушка» получила первое место в номинации «Социальная инициатива» и гран-при фестиваля. Некоторые телеканалы снимали о проекте сюжеты, фото Ирины Андреевны украшало одну из обложек московского журнала. И я получаю очень хорошую обратную связь от участников и зрителей проекта, меня это дополнительно стимулирует.


— А не боялись браться за столь серьезную социальную тему?

— В самом начале я боялся, что проект может не состояться, потому что люди будут отказываться. Мне казалось, пожилые люди неохотно пойдут на контакт с незнакомым человеком, их будет смущать факт присутствия их снимков где-то в интернете. Все оказалось ровно наоборот. Из ста человек отказывают, может, двое или трое, почти все идут на контакт. Этот опыт разрушил мой собственный стереотип о закрытости и неконтактности пожилых людей.

— Возможно, ваше личное обаяние играет не последнюю роль.

— Возможно и так. В любом случае, людям приятно, когда им говорят, что они красивые.


— Какая сейчас глобальная цель у «Олдушки»?

— Показать красоту там, где ее не принято искать. Тема старения в России болезненна, на то есть много причин: низкие пенсии, негативные стереотипы, сегрегация людей по возрастному признаку. Яркость многих героев проекта существует вопреки системе представлений о старении в нашей стране. Однако если концентрироваться только на негативе, невозможно будет поменять устоявшуюся модель, согласно которой старость сама по себе является несчастьем. Она таковой не является, старость у всех разная. Просто одни люди идут на поводу у стереотипов, другие живут счастливо и независимо от них. Цель проекта «Олдушка» — расширить представления об этом периоде жизни, показать, что на возраст можно смотреть с разных точек зрения. Проект наглядно демонстрирует, что красота не противоположна старости, что женщина в 75 может выглядеть потрясающе, что деревенская бабушка в платочке — это тоже про эстетику, про вкус и стиль.

Насчет распространенных стереотипов, иногда я слышу такую фразу: «Зачем меня снимать, я же старая? Снимайте лучше молодых». Понимаете? Люди в возрасте подвержены самоуничижению, они сами себя так настраивают по отношению к молодым. Надеюсь, «Олдушка» дает понять, что людям за N лет не нужно подделываться под более молодых, чтобы быть классными, что они прекрасны и самодостаточны в своем возрасте.

— «Олдушка» сейчас единственный проект в этой нише?

— Помимо «Олдушки», мне известна лишь одна русскоязычная история, в которой акцент сделан на возраст, это замечательный проект «Возраст счастья» Владимира Яковлева. Он собирает по всему миру и публикует истории о тех, кто живет долго и счастливо, в самом прямом смысле. Но именно за освещение темы стритстайла пожилых людей в России отвечаю я.

Комментариев нет:

Отправить комментарий